07.12.2016

Липовый цвет

Как распознать «липу» - недобросовестно заполненные е-декларации – стимулировать чиновников нести ответственность за свои действия рассказывают специалисты «Бюро Громекс» 

Чиновники рапортовали о своих доходах в е-декларациях. При очевидных фактах недобросовестного заполнения, законной реакции на их финансовые отчеты не последовало. Причина в том, что Министерство юстиции не зарегистрировало нормативно-правовой акт, который содержит механизм контроля и полной проверки деклараций. Национальное агентство по вопросам предотвращения коррупции, которое призвано следить за достоверностью сведений в декларациях, не может по собственной инициативе  проверить декларации чиновников, оно связано по рукам. 

Однако повлиять на ситуацию может любой сознательный член общества. Информация, представленная физическим лицом о возможном отражении в декларации недостоверных сведений, является основанием для проведения проверки Национальным агентством. 

Эксперты «Бюро «Громекс» взялись за воплощение тезиса Президента Украины Петра Порошенко, которым он презентовал е-декларации на открытии XVI Международного экономического форума: «Де ти, голубе сизий, взяв ці гроші? Народ і суспільство має це знати». Каждую неделю «Громекс» будет обнародовать факты недостоверных сведений в е-декларациях и незаконного обогащения чиновников, начиная с первого эшелона власти. 

Признаки недобросовестно заполненных е-деклараций 

1. Отсутствие информации о членах семьи.

Показывать материальное положение должны не только чиновники, но и члены семьи – супруги, дети, в том числе совершеннолетние, родители, лица, находящиеся под опекой и попечительством, а также другие лица, которые совместно проживают с чиновниками. 

Как показывает практика, дорогое движимое и недвижимое имущество часто оформляется на родителей-пенсионеров, а у только достигших совершеннолетия детей появляются дорогие автомобили и загородные дома.   

2. Отсутствие информации об имуществе членов семьи 

Кроме домов, автомобилей, украшений и другого имущества, стоимость которого превышает 121 тыс. 800 грн., Закон требует от чиновников указывать сведения о ценностях всех членов семьи.  

3. Отсутствие информации об арендуемых ценностях 

Должно указываться не только имущество, находящееся в собственности, но и объекты, которыми фактически пользуется декларант и члены его семьи: квартиры, дома и комнаты в гостиницах, находящиеся в пользовании на основании договора аренды, либо любого другого договора; автомобили, в том числе ведомственные. 

4. Оформление имущества на офшорные компании 

Антикоррупционное законодательство обязывает чиновника передать принадлежащие ему предприятия или корпоративные права в управление другому лицу (не члену семьи).  На эту процедуру отводится 30 дней с момента вступления в должность. Эти сведения также должны отражаться в декларации, равно как информация об объектах недвижимости, принадлежащих юридическому лицу (зачастую оффшорной компании), собственником которого является чиновник или член его семьи. Исключение – промышленное оборудование или специальная техника, которые декларировать не надо. 

В декларации чиновник должен объяснить, сколько стоили акции компании, информацию об уплаченных налогах и соблюдении требований валютного регулирования и контроля при инвестировании за пределами государства, а также пояснить происхождение криптовалюты (по данным НБУ криптовалюта – один из способов отмывания незаконно полученных средств).

5. Сопоставление е-декларации с предыдущими официальными декларациями 

Декларация, поданная чиновником при поступлении на госслужбу, является основной для проверки доброчестности чиновника и достоверности информации о его доходах. 

Не может чиновник, который все предыдущие годы декларировал только заработную плату, вдруг, в е-декларации, стать валютным миллионером, без четкого обоснования источника происхождения своих активов. И не только обосновать, а еще и доказать, что со всех видов дохода был уплачен налог, в соответствии с требованиями законодательства Украины.

Ответственность

1. За подачу заведомо недостоверных сведений предусмотрена административная (ст. 172-6 КУаП Украины) и уголовная ответственность (ст. 366-1 УК Украины), которая зависит от стоимости незадекларированного имущества. До 250 минимальных заработных плат - административное правонарушение, сообщать о нем нужно в Национальное агентство по предупреждению коррупции. Более 250 минимальных заработных плат – это уголовная ответственность, расследованием занимается Национальное антикоррупционное бюро.

2. Не предоставление или предоставление недостоверных сведений об объектах недвижимости, о транспортных средствах, корпоративных правах и другом ценном имуществе как личном, так и находящемся в пользовании можно расценивать, как минимум, - заведомо ложные сведения, как максимум, - незаконное обогащение. За незаконное обогащение (ст. 368-2 УК Украины) предусмотрено наказание - до десяти лет лишения свободы с конфискацией имущества. Незаконное обогащение может являться следствием другого уголовно наказуемого правонарушения, как-то уклонение от уплати налогов, взятка, отмывание средств, полученных преступным путем и т.п.

3. Работа по совместительству (кроме преподавательской, научной и творческой деятельности, медицинской практики, инструкторской и судейской практики по спорту) независимо от отплаты является основанием для привлечения чиновника к административной ответственности (ст. 172-4 КУаП).

4. Несообщение лицом в установленных законом случаях и порядке о наличии у него противоречия между частным интересом и его служебными или представительскими полномочиями, что влияет на объективность или беспристрастность принятия решений, или на совершение или несовершение действий во время выполнения указанных полномочий является основанием для привлечения чиновника к административной ответственности (ст. 172-7 КУаП)

Привлечение чиновника к административной или уголовной ответственности за коррупционные или связанные с коррупцией правонарушения (вступившее в силу судебное решение)  - основание для увольнения. 

Факты недостоверности в е-декларациях 

Эксперты «Громекс» простым логическим и арифметическим путем установили: высокопоставленные чиновники декларируют имущество, цена которого в 10 раз превышает официальный заработок. Это – доказательство получения чиновником неправомерной выгоды. 

Из 423 народных депутатов значительные налогооблагаемые доходы в прошлых периодах показывали далеко не все. Из 24 членов Кабмина такие доходы имели только 4 чиновников. Почти все нардепы решили не декларировать активы своих близких родственников, и по такому же пути пошли и министры и их заместители. 

Рядовые граждане при осуществлении банковских операций следуют установленному НБУ «комплаенс-контролю»,и подтверждают происхождение средств. Чиновники избегают такой проверки, хотя должны своим примером демонстрировать принцип равенства закона для всех. Прозрачность в получении и расходовании средств является мерилом порядочности чиновника, а ее отсутствие ведет к политической смерти. 

Цель социальной кампании «Бюро Громекс» проста - расследование нарушений требований антикоррупционного законодательства чиновниками. Внедрение базовых правил европейской демократии, как неотъемлемой части жизни любого чиновника. 

1. С каждой задекларированной гривны госслужащего должны быть уплачены налоги по ставкам от 5% и до 18%.  Объяснения о крупном наследстве или займе приниматься не должны – логическим следствием будет автоматическая отставка чиновника. 

2. С прибыли на владение корпоративными правами или бизнеса чиновнику-декларанту выплачиваются дивиденды, которые облагаются налогом. 

3. Доходы от операций с ценными бумагами также должны облагаться налогом без всяких льгот от операций с отдельными категориями ценных бумаг. 

4. Отсутствие доходов в декларациях прошлого и появление значительных активов в современных - должны иметь четкое объяснение. 

5. Доходы от деятельности офшорных компаний, а также приобретение этими компаниями иных активов свидетельствует о нежелании чиновника уплачивать налоги в государственный бюджет Украины и выводе денег из экономики страны. 

И хочется напомнить «слугам народа», что принцип «не запрещенное законом разрешено» касается прежде всего физических и юридических лиц как субъектов рыночной, хозяйственной, гражданско-правовой деятельности и ни в коем случае не распространяется на государственные властные структуры, должностных лиц, которые обязаны придерживаться другого правила: «можно только то, что прямо разрешено законом». Чиновники должны на собственном примере демонстрировать высокий уровень социальной ответственности, а не уподобляться барыгам, для которых главная цель - личная нажива. Для них право должно быть своего рода «стоп-сигналом», а дальше нельзя, закон не позволяет.

Государственная машина не в состоянии противостоять коррупции, ее методы борьбы, то ли от нежелания, то ли от невозможности являются неэффективными. Только объединив усилия граждане Украины смогут способствовать скорейшей и эффективной борьбе с коррупционерами. Выступив единым фронтом в борьбе з коррупцией, обнародовав масштабы воровства и взяточничества, мы сможем привлечь чиновников если не к уголовной, то к политической ответственности.  

Еще материалы
Фото и видео
Наша деятельность и интересные события
  • 04.10.2016
    Алена Доброрез в сюжете программы "Гроші" (03.10.2016)
  • 22.06.2016
    Опасность рядом: Иванковская ТЭС. Ч.2.
  • 02.06.2016
    Опасность рядом: Иванковская ТЭС. Ч.2.
  • Смотреть все